Даже сейчас на Свердловской детской железной дороге работают девять смен юных железнодорожников.
Торжественное открытие Малой Свердловской железной дороги состоялось в июле 1960 года, спустя год ей присвоили имя Николая Островского.
Вопрос о ее создании широко обсуждался в 1950-х годах в прессе и на собраниях трудовых коллективов. Постепенно идея стала получать поддержку в советских и партийных органах, и в 1958 году горисполком и горком комсомола Свердловска приняли решение сделать пионерам города подарок. Местом расположения дороги выбрали Центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского.
Параллельно со строительством и ростом железной дороги, которое длилось около 2 лет, росли и кадры для нее. При Совете ветеранов Свердловской железной дороги создали специальный детский сектор, где обучали будущих юных железнодорожников - "южиков". Закреплять теорию на практике они ездили к своим коллегам на Малую Южно-Уральскую железную дорогу и Алапаевскую узкоколейную дорогу.
Попрактиковаться, не выезжая из города, на новой железной дороге длиной около 2,5 километра и шириной колеи 750 миллиметров ребята смогли уже летом 1960 года. Тогда она имела 2 станции (Центральная, Пионерская) и 2 остановочных пункта (Водная, Пост). Между ними курсировали 8 специальных вагонов с польского завода PAFAWAG и тепловозы ТУ2-092 и ТУ2-141. Несмотря на то, что они уже не катают пассажиров, увидеть раритеты можно — как экспонаты они стоят на крайнем пути.
Спустя полвека Свердловская детская железная дорога потребовала обновления. Поэтому к 2010 году было решено провести капитальный ремонт верхнего строения пути и отремонтировать все станционные здания и посадочные платформы. Еще через 6 лет для "южиков" построили новое здание вокзала и депо. А протяженность малой железной дороги выросла до 3,1 километра.
Сейчас на Свердловской детской железной дороге работают девять единых смен юных железнодорожников. Ребят здесь набирают с 11-летнего возраста, а общий курс обучения длится 3 года. С четвертого года обучения "южики" могут работать начальниками смены и быть членами в Совете смены, а иногда и в Совете дороги.
Ежегодно здесь занимается свыше 1 000 детей. Ребята имеют возможность освоить азы около 20 железнодорожных профессий, имеющихся на больших дорогах. Во время учебного года они изучают теорию в классах, которые есть в каждом районе города, а летом проходят поездную практику на дороге. Многие выпускники впоследствии выбирают транспортные учебные заведения и приходят работать на большие магистрали - почти в каждой службе железной дороги обязательно найдется выпускник детской дороги.
Текст подготовила Дарья Соломеина, фото Администрации города Екатеринбурга