Основной тренд текущих реалий — изменения. От менеджеров, предпринимателей и работников требуется в первую очередь способность адаптироваться, гибко и разнообразно применяя профессиональные знания и навыки. Эта тенденция определяет профессии будущего.
Базовые навыки современного специалиста
Чтобы быть востребованным, уже недостаточно отучиться и получить два или три диплома — нужно постоянно обучаться и наращивать компетенции, причем не только профессиональные, но и универсальные. К основным навыкам XXI относятся:
- Концентрация и управление вниманием. Позволяют управлять сложной техникой и справляться с информационной перегрузкой.
- Эмоциональный интеллект. Помогает понимать свои и чужие эмоции, проявлять сочувствие, сохранять себя и взаимодействовать с другими.
- Цифровая грамотность. Помогает работать в цифровой среде, в том числе дополненной и виртуальной.
- Креативность. Способность нестандартно мыслить и находить нетривиальные решения становится более востребованной с увеличением автоматизации рутинной деятельности.
- Экологическое мышление. Помогает понимать единство мира и воспринимать собственную деятельность в контексте экосистемы.
- Мультикультурность. Обеспечивает продуктивное взаимодействие с представителями разных этнических, культурных и возрастных групп.
- Способность к самообучению. Способствует оперативной адаптации в стремительно меняющемся мире.
С учетом этого современные работодатели ищут работников, которые:
- разбираются в технологиях;
- умеют работать в различных форматах;
- могут применять междисциплинарные знания;
- могут системно мыслить;
- могут разработать и реализовать конкретный проект, работая в команде.
Перспективные профессии Урала
В рамках непрерывного обучения нет необходимости тратить много времени на освоение специальности — новую профессию можно получить за 3–6 месяцев на курсах переподготовки. При выборе направления стоит учитывать, что через 5–10 лет на рынке труда увеличится спрос на представителей новых профессий, таких как:
- Педагог-игромастер. Разрабатывает и организовывает обучающие игры для детей, создает игровые платформы и выступает проводником в реальных и виртуальных пространствах.
- IT-евангелист. Учит людей, консервативно настроенных по отношению к новым технологиям, использовать инновационные программы и сервисы, способствует сокращению цифрового неравенства.
- Биофармаколог. Разрабатывает новые препараты, изучает физиологическое воздействие лекарственных средств, полученных биологическим и биотехнологическим способом.
- Инженер-мехатроник. Собирает мехатронные системы на основе чертежей и разработок, занимается интеллектуальным и ручным трудом.
- Агроинформатик. Внедряет новые технологии, средства автоматизации и информатизации в деятельность сельскохозяйственных предприятий.
Многие из профессий будущего находятся на стыке существующих сегодня специальностей. Выбирая направление деятельности, стоит отталкиваться от личных предпочтений и способностей, поскольку переподготовка упрощает приобретение необходимых компетенций.