Сельская школа в мегаполисе: особенности и перспективы

Сельская школа в мегаполисе: особенности и перспективы (21.11.2024)


"Екатеринбург в эфире", 21.11.2024:

Рассказывает Инна Гумбатова.

Директор Департамента образования Администрации Екатеринбурга Инна Гумбатова ответила Официальному порталу Екатеринбурга на вопросы о развитии и направлениях подготовки школ уральской столицы, имеющих статус сельских.

- Сколько в Екатеринбурге образовательных учреждений, имеющих статус школ, расположенных в сельской местности? Сколько в них обучается детей и сколько работает педагогов?

- Всего в городе 166 школ, из них 8 имеют статус школ, расположенных в сельской местности. Это школы в селах Горный Щит, Шувакиш, поселках Садовый, Шабровский, Совхозный, Мичуринский, Исток и Широкая Речка.

В них обучается более 7 800 детей (всего в муниципальных школах 203 400 учеников). Более 350 учителей преподают в школах, расположенных в сельской местности (всего в Екатеринбурге более 9 000 педагогов).

- В какие федеральные проекты включены школы, расположенные в сельской местности?

- Все школы включены в реализацию мероприятий федеральных проектов: "Современная школа", "Цифровая образовательная среда", "Земский учитель", "Школа Минпросвещения России".

- Что дает школам участие в этих проектах?

- В рамках федерального проекта "Современная школа" нацпроекта "Образование" в 6 школах (№№ 55, 179, 137, 25, 221, 142) созданы центры естественно-научной и технологической направленности "Точка роста". Их цель - повышение качества образования, расширение возможностей ребят в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования, а также для практической отработки учебного материала по физике, химии, биологии на современном оборудовании.

Центры оснащены цифровыми лабораториями по данным предметам, ноутбуками, многофункциональными устройствами, а также оборудованием для изучения основ робототехники, механики, мехатроники и программирования.

Помимо создания современной инфраструктуры, в школах обновилось содержание образовательных программ, а все педагогические работники прошли повышение квалификации.

Кроме образовательной деятельности, центры "Точка роста" выполняют важную социальную роль, объединяя жителей поселка разного возраста и помогая их творческой самореализации.

Так, в школах № 25 Мичуринского и № 137 поселка Шабровский ежегодно проходят эко-диктанты, акции "Эко-сад - посади аллею", в школе № 55 поселка Совхозный стали традицией шахматные турниры для жителей и благотворительные концерты к Дню матери. Школа № 142 села Горный Щит является площадкой проведения Дня урожая, Ночи музеев. В школе № 179 население поселка Северка обучается работе с гаджетами, также там проводятся спортивные мероприятия. В селе Шувакиш проходят мероприятия для жителей на площадке школы № 221.

В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" все школы оснащены современным оборудованием, благодаря которому скорость интернет-соединения не уступает городским учебным заведениям.

Вхождение школ в Федеральный проект "Школа Минпросвещения России" способствует созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания и социального статуса родителей.

По итогам проведения самодиагностики в ноябре текущего года все школы, расположенные в сельской местности, получили высокие оценки. Конечно, они не говорят о полном отсутствии проблем в этих школах, но Администрация города, районов, социальные партнеры, родительское сообщество поэтапно и совместно решают возникающие задачи, в том числе по ремонту и благоустройству.

Так, в 2020 году проведен капитальный ремонт здания школы № 25. В 2021 году в школе № 179 отремонтированы спортивная площадка, прогулочные зоны, столовая, сделан пристрой на 6 учебных кабинетов. В 2024 году проведен ремонт инженерных сетей и кабинетов естественно-научного цикла. В школе № 221 завершен ремонт фасада здания. В 2025 году планируем ремонт кровли в школе № 98.

- Каковы перспективы открытия "Точек роста" в двух оставшихся сельских школах - № 97 в поселке Исток и № 98 в Садовом?

- Мы ожидаем продления программы, после чего обязательно заявимся на участие в ней.

Считаю серьезным результатом то, что мы уже почти все школы оснастили "Точками роста". Благодаря федеральной стратегии развития сельских территорий, школы становятся привлекательнее. Ребята могут на равных условиях соревноваться в разных конкурсах, участвовать в олимпиадном движении, заявляться на федеральные проектные конкурсы.

- А что с профессиональным самоопределением школьников? Какие направления подготовки они выбирают после окончания школы?

- На сегодня все школы, независимо от места расположения, находятся в едином правовом поле, выполняя требования модели профориентации.

Профессиональный минимум дается по таким направлениям, как урочная и внеурочная деятельность: курс занятий "Россия - мои горизонты", практико-ориентированный модуль, взаимодействие с родителями, дополнительное образование, профессиональное обучение (при наличии лицензии), работа в предпрофессиональных классах.

Школам устанавливается один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. Школы Екатеринбурга, расположенные в сельской местности, имеют базовый и основной уровни.

Если говорить о предпрофессиональных классах, то в школах №№ 137, 142 открыты агро-классы. В школе № 55 работает инженерный класс. В школах №№ 98, 221 старшеклассники обучаются в классах социально-экономического профиля. В каждой школе разработаны индивидуальные учебные планы.

Важно отметить, что сельские школы не готовят обучающихся к проживанию на селе. Каждая из них обеспечивает условия для получения разных компетенций, чтобы ребенок в будущем мог выбрать то, что ему действительно нравится. Выпускники продолжают образование по разным направлениям, это инженерные специальности, педагогика, горное дело, юриспруденция и другие.

- Как обстоят дела с кадровой обеспеченностью в школах, расположенных в отдаленных территориях?

- с 2020 года в них реализуется федеральный проект "Земский учитель". За этот период в школы пришли педагоги, готовые работать в отдаленных территориях. Каждый из них при трудоустройстве получает 1 000 000 рублей единовременной компенсационной выплаты и 150 000 на обзаведение хозяйством (ранее эта сумма была 50 000 рублей). Также каждый педагог имеет льготы на коммунальные услуги (почти 80 %).

В настоящее время, как и в большинстве школ города, средняя нагрузка на педагога достаточно высокая - 1,9 ставки. Уровень заработной платы педагога - 69 800 рублей.

- Какими результатами школ можно гордиться?

- Школы, расположенные в сельской местности, обеспечивают качественную подготовку школьников к сдаче независимых диагностических процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР). В ряде школ средние баллы по предметам выше среднегородских. Например, в школах №№ 98 и 142 средний балл за ЕГЭ по русскому языку выше 75. Выпускники школ №№ 137 и 142 ежегодно получают медали "За особые успехи в учении".

В 2024 году директору школы № 142 (село Горный щит) Наталье Обожиной и директору школы № 137 (поселок Шабровский) Светлане Палкиной присуждена Премия имени Василия Татищева и Вильгельма де Геннина за проект "Агрошкола. Новый формат социальной экосистемы".

Текст подготовила Елена Порунова, фото Алина Шешеня

По материалам: Екатеринбург.РФ